Неоклассицизм и его творения

0 17

Древнюю Грецию по праву называют «колыбелью цивилизации». Она подарила миру замечательные памятники искусства и архитектуры. Не удивительно, что эстетика и каноны античности стали основой явления, охватившего большую часть Европы в XVII-XVIII веках, – классицизма. Спустя столетие начинается новый виток развития направления и стиля, получившего своё название, – неоклассицизм.

Западный неоклассицизм

В западном искусствоведении этот термин используют в архитектуре и живописи по отношению к классицизму, возникшему во второй половине XVIII – первой трети XIX веков. Европейский неоклассицизм (т. е. новый классицизм) включает в себя несколько направлений, начиная от стиля ампира и заканчивая поздним бидермейером.

Особенности архитектуры

Наиболее ярко неоклассицизм проявился в архитектуре. Во Франции он нашёл отражение большей частью в проектах общественных зданий, которым придавались суровые, тяжеловесные формы. В Англии же в этом стиле строились в основном частные усадьбы и городские дома.

Чем отличается неоклассика от классицизма

Важно отметить, что русский неоклассицизм, основываясь на старом, добром классицизме, всё-таки во многом отличается от него.

Главные отличительные особенности архитектуры неоклассицизма:

  • изящность;
  • лёгкость;
  • прямолинейность.
  • Кризис модерна: отличия от классического

    Как уже было сказано, в конце XIX века в Европе и России сформировался абсолютно новаторский стиль, называемый модерном. Его отличали такие особенности, как:

  • отказ от прямых линий и углов;
  • использование новых технологий и материалов (стекло, металл);
  • сочетание эстетики и функциональности в архитектуре строений;
  • акцент на интерьере;
  • излишества в использовании конструктивных элементов: лестниц, дверей, балконов, столбов.
  • Однако новомодный стиль быстро надоел, да и разочаровал архитекторов. Ностальгия по старому, доброму, вечному вылилась в новое явление – неоклассицизм.

    Неоклассицизм и его творения

    Ретроспективизм или сталинский ампир

    В узком смысле ретроспективизм и есть неоклассицизм, в широком же – термин включает в себя ещё и русский стиль 1900-1917 веков.

    Новые взгляды на архитектуру

    Цикл статей А. Бенуа о красоте старого Санкт-Петербурга вызвал незамедлительную реакцию со стороны современников. Художник словно открыл глаза архитекторам, показал незыблемость, вечность традиций классицизма. Неоклассицизм стремительно вошёл в обе столицы, а затем и в провинции. И хотя в Москве и Санкт-Петербурге этот стиль проявился наиболее ярко, в глубинке неоклассицизм задержался на более долгий период.

    Главной идеей неоклассиков стала опора на традиции «золотого века» и возврат к корням русского зодчества того периода. Петербург возрождался, олицетворяя историческую причастность к общеевропейской культуре.

    В последствии появился стиль конструктивизм. Он возник в начале прошлого столетия в рамках авангардистского направления искусства. Родиной его являлась советская Россия. Конструктивизм в архитектуре, направленный на максимальную эффективность и рационализм нового времени, позволил решить проблему не только транспортного обслуживания, но и оптимального расселения.

    Интерьер

    Для оформления интерьера в стиле неоклассицизма характерны пастельные тона: бежевый, коричневый, золотой, голубой.

    Для расширения пространства использовались зеркальные витражи, украшенные цветочными гирляндами. Шторы – из плотных шёлковых тканей с драпировками и жабо. Важные детали – полукруглый ламбрекен и резные карнизы. Убранство комнат изящное, благородное, без излишеств; главенствуют античные рельефные формы.

    Напольное покрытие – истинное произведение искусства. Главным образом – это паркет редкостных пород дерева (дуб, палисандр, красное дерево). На потолке – лепнина, превращающая помещение в дворцовый зал.

    В отличие от «старого» классицизма, мебель более изящна, нежных тонов, гармонирует с общим декором комнаты. Предметов мебели немного, чтобы не перегрузить общее пространство. Кресла, диваны, мини-столики, буфеты с фарфоровыми элементами, бюро-цилиндры и секретеры удобны и функциональны.

    Для отделки мелких деталей (ручек, замков, скульптур) используется бронза; это гармонирует с позолоченными рамами картин и зеркал. Камины и большие скульптуры – из мрамора. Дополняют уют торшеры с абажурами из дорогих тканей и хрустальные люстры.

    Искусство: представители стиля

    Как и любое другое художественное направление, неоклассицизм охватил не только архитектуру, но и живопись, скульптуру, музыку и литературу. Античность завоёвывает в этот период внимание практически всего мира. Это возрождение породило развитие множества стилевых течений и форм.

    Живопись

    Художники с археологической точностью воссоздают не только греко-римские костюмы, но и декор древности, средневековья, а это маньеризм и модернизм в живописи. Однако именно Рим стал главным центром неоклассицистической реформы. Сюда стекаются живописцы из всего мира, чтобы по-новому взглянуть на творчество прошлого.

    Неоклассицистическая живопись XVIII века приобретает академический характер. Юные художники проводят много времени в античных залах, делая наброски с греческих и римских статуй.

    Скульптура и декоративное искусство

    Здесь также всё внимание обращено к античности. Скульптурные композиции, украшающие Версаль, Веймар, Петербург, сдержанны и спокойны.

    Музыка

    Неоклассицизм в музыке связан, прежде всего, с именем И. Ф. Стравинского, призывавшего вернуться «назад, к Баху». Музыканты стремились имитировать произведения раннего классицизма и позднего барокко, противопоставляя свой стиль музыке позднего романтизма, перегруженной эмоционально и технически.

    Литература

    В литературе неоклассицизм не проявил себя очень ярко. В основном направление коснулось украинской и русской поэзии. Однако крупных творческих индивидуальностей среди русских неоклассицистов замечено не было.

    Деятели

    Неоклассицизм в той или иной степени относится к таким мастерам, как:

  • Адам Джон Нэш, Александр Томпсон (Англия); Лангханс (Германия), Жак Анж Габриель (спланировал «Площадь Согласия и «Малый Трианон» в Версале), Жан-Франсуа Шальгрен, Александр-Теодор Броньяр, Леду, (Франция), Андреян Захаров (Россия) – архитектура.
  • Э. А. Бурдель, А. Майоль (Франция), К. Миллес (Швеция), А. Г. Вигеланн (Норвегия), А. Т. Матвеев, С. Т. Конёнков, С. Д. Меркуров (Россия) – скульптура.
  • Ф. Ходлер (Швейцария), З. Е. Серебрякова, А. Е. Яковлев, К. Брюллов (России), П. Пюви де Шаванн, М. Дени (Франция) – живопись.
  • М. П. Мусоргский, М. Равель – музыка.
  • П. Пюви де Шаванн

    Французский неоклассицизм и романтизм Жака-Луи Давида

    Выводы

    Итак, неоклассицизм, как эстетическое направление и стиль, продолжил традиции, начатые академическим классицизмом, но внёс в него больше лёгкости, изящности, а также новые формы и интерпретации. Оформить современный интерьер в светлых тонах в духе неоклассицизма можно и сейчас, в наше время. Ведь красота и изящество, благородство и традиции всегда остаются в моде. А дизайн гостиной фотообоями с иллюстрациями неоклассиков только поддержат дух тех времен.

    Источник

    Оставьте ответ

    Ваш электронный адрес не будет опубликован.