Задвижка запорная с обрезиненным клином фланцевая: конструкция, назначение

0 7

Задвижки широко используются в трубопроводах как промышленного, так и бытового назначения. Подобные детали в производстве встречаются чаще по причине их внушительного веса и габаритов. Предназначением фланцевой задвижки с обрезиненным клином является перекрытие потока транспортируемой по трубопроводу рабочей среды. Запирающий или регулирующий элемент такой арматуры двигается перпендикулярно направлению движения перекачиваемых продуктов.

Задвижка запорная с обрезиненным клином фланцевая: конструкция, назначение

При помощи фланцевой задвижки производится перекрытие рабочей среды, движущейся по трубопроводу

Разновидности и конструкция

В целом, задвижка может быть:

  • шиберной;
  • параллельной. Современная промышленность выпускает задвижку фланцевую параллельную с выдвижным шпинделем и с вращаемым (невыдвижным).
  • шланговой.

В соответствии с названием затвор клиновой шиберной задвижки имеет форму клина. При этом уплотнительные поверхности – сёдла – располагаются друг относительно друга под некоторым углом. Поверхность клина под действием передаваемого шпинделем прижимного усилия благодаря упругой деформации меняет форму, чем обеспечивается плотное прилегание к сёдлам. Сфера применения задвижки шиберной фланцевой — места, где требуется создать высокую степень герметичности затвора, когда она закрыта.

По виду исполнения сама конструкция бывает:

  • двухдисковой. Своё воплощение она нашла в параллельной задвижке.
  • упругой;
  • жёсткой.

Регулировка затвора производится при помощи шпинделя или штофа. Подсоединение изделия к трубопроводу осуществляется с двух сторон через присутствующие на его корпусе фланцевые, муфтовые или выполненные под приварку присоединительные концы. Одним из недостатков конструкции с выдвижным запирающим элементом является то, что для его выхода необходимо оставлять место не меньше, чем диаметр.

Задвижка запорная с обрезиненным клином фланцевая: конструкция, назначение

Обрезиненный клин плотнее перекрывает проход в трубе, обеспечивая полную герметичность

Резьбовую пару со шпинделем образует ходовая гайка. Вращение одного из элементов этой пары обеспечивает перемещение затвора в необходимую сторону.

В двухдисковом изделии клин формируют два диска, которые самоустанавливаются относительно сёдел. Уплотнители характеризуются высокой износостойкостью, ввиду чего двухдисковая фланцевая задвижка имеет весьма продолжительный срок эксплуатации. Достоинством конструкции данного типа является отсутствие заклинивания. Немаловажным фактором также является то, что закрытие двухдисковой фланцевой задвижки требует меньших усилий.

Упругий клин тоже имеет два диска, соединяемых упругой деталью. Такое техническое решение обеспечивает полное перекрытие канала, даже при наличии погрешностей размеров самого клина.

Жёсткий клин закрывает зазор между сёдлами, как говорят, намертво.

Важно! Однако, поскольку подогнать угол данного элемента бывает очень сложно, его может просто заклинить.

Рабочие параметры задвижек с обрезиненным клином

К типовым эксперты относят следующие технические характеристики этих изделий:

  • высокая герметичность. ГОСТ 9544-93 причисляет задвижки, имеющие обрезиненный запорный элемент, к классу «А». То есть, в таком узле протечки гарантированно отсутствуют;
  • длительный срок службы. Капитальный ремонт узла управления потребуется не раньше, чем через 16 лет после ввода в эксплуатацию, а корпус при соответствующем обращении «проживет» ещё дольше;
  • универсальность. Задвижки с обрезиненным клином готовы работать в системах транспортировки жидких и газообразных сред;
  • ограниченный размер пропускного (условного) диметра. Значение этого параметра находится в пределах 15…300 миллиметров;
  • широкий температурный диапазон. Задвижки, в конструкцию которых входит обрезиненный запорный элемент, способны работать со средами с температурой.

Задвижка запорная с обрезиненным клином фланцевая: конструкция, назначение

Задвижки бывают разных размеров и можно подобрать модель для трубопровода любого диаметра

И эти показатели – не предельные. Так, например, модель 30ч6нж фланцевой параллельной двухдисковой задвижки с выдвижным шпинделем выдерживает температуру потока до -15˚С. Но здесь есть одно ограничение: подобные изделия применимы в трубопроводах с рабочими средами, нейтрально воздействующими на их детали.

Альтернативные варианты

Актуальность использования продукции данного типа обусловила появление на рынке других изделий, успешно выполняющих функции шиберной задвижки с обрезиненным клином. Речь, прежде всего, идёт о материале изготовления. У большинства таких деталей есть два существенных недостатка:

  • вышеуказанного диапазона температур может быть недостаточным для работы в специфических условиях;
  • при очень высоком давлении в трубопроводе шиберная задвижка с выдвижным шпинделем может просто выйти из строя. Например, чугунная деталь выдерживает лишь 10 атмосфер.

На этом фоне применение шиберной задвижки-нержавейки фланцевой выглядит предпочтительнее. К её преимуществам следует отнести:

  • возможность эксплуатации на трубопроводах, транспортирующих различные среды: воду, воздух, природный газ, нефтепродукты и пар;
  • надёжное перекрытие потока и высокая степень герметизации;
  • отличная ремонтопригодность;
  • простота конструкции;
  • большой ассортимент: на рынке присутствуют нержавеющие задвижки с выдвижным шпинделем, проходной диаметр которых может достигать 3 метра. Причём, в отличие от тех же чугунных, им не страшно давление даже в тысячу атмосфер!

Задвижка запорная с обрезиненным клином фланцевая: конструкция, назначение

Главным преимуществом клиновой задвижки является простота конструкции, которая существенно упрощает ремонт в случае выходя из строя

Полезная информация! Одной из наиболее популярных задвижек-нержавеек сегодня является модель 30с41нж. В её конструкцию входит выдвижной запорный механизм, способный выдержать давление до 16 атмосфер и диапазон рабочих температур ˚C.

Следует упомянуть и недостатки этих элементов трубопровода.

  • непродолжительный сок службы уплотнений при интенсивной эксплуатации;
  • невысокая оперативность управления потоком. Процесс перекрытия занимает определённый промежуток времени;
  • по причине внушительных габаритов, установка стальных задвижек с выдвижным шпинделем возможна лишь в определённых условиях.

Существует ещё один вид запорной арматуры, который сегодня широко применяется на трубопроводах. Речь идёт о задвижке шланговой фланцевой. Её корпус не имеет седла, а затвор формируют несколько уплотнительных поверхностей. Перемещение рабочей среды в шланговой задвижке осуществляется по гибкому патрубку, который пережимается при необходимости специальным шпинделем. Несмотря на простоту, назвать эту конструкцию полноценной запорной арматурой нельзя.

К плюсам шланговой задвижки можно отнести:

  • транспортировка среды проходит беспрепятственно, поскольку засорение патрубка невозможно;
  • шланговая задвижка обладает низким гидравлическим противодействием;
  • контакт с рабочей средой осуществляется лишь посредством патрубка;
  • полная герметизация конструкции.
  • сечение шланговой задвижки полнопроходное.

При эксплуатации этого устройства необходимо следить за состоянием гибкого патрубка. Из-за постоянных нагрузок он быстро изнашивается. Для его замены необходимо руководствоваться прилагаемой инструкцией. Сделать это можно очень быстро, причём без использования специального инструмента.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.